Динамика представлений программ
Рассматривая программы и программные системы как формы представления знаний, трудно удержаться от попытки исследования динамики представления знаний на основе аналогии с развитием программ и программных систем.
Движущими силами этого развития является возникающая в разных видах деятельности потребность в уточнении представления знаний и установления новой информации, которая раньше не попадала в поле зрения или не было готовности ее понять. Динамика представления знаний сводится к переходу от одного представления к другому.
Успешность деятельности ограничена "пропускной способностью" поля зрения. Это ограничение систематически преодолевается посредством обобщения, приводящего к представлениям более высокого порядка - представлениям более мощным, более организованным, например, к процедурам, функциям, фреймам, шаблонам, макросам. Последовательность шагов обобщения можно называть индуктивным развитием представления знаний. В методике программирования индуктивное развитие соответствует восходящим методам, "снизу вверх". Как правило, индуктивное развитие имеет некоторые пределы. Такие пределы при возрастании меры информативности используемых средств рассматриваются Д. Скоттом [[26]]. Интересен случай, когда пределом является теория, достаточная для порождения всей достоверной информации, установленной на данный момент времени. При разработке программ роль такого предела играет система программирования.
В результате индуктивного развития представления знаний наблюдается тенденция к возрастанию доли средств декларативного характера (таких как описания, отношения, формирователи, типы данных, фреймы, семантические сети, иерархии понятий, аксиоматические системы) в сравнении с долей средств процедурного характера (таких как действия, операции, операторы, процедуры, интерпретаторы, задания). Эта тенденция обуславливает рост популярности дедуктивных методов и может рассматриваться как стимул к переходу от индуктивного развития к дедуктивному. Дедуктивный вывод осуществляет переход от потенциальных знаний к актуальным.
Традиционно для этих целей в системах искусственного интеллекта используется метод резолюций, системы продукций и другие средства. Чередование стадий индуктивного и дедуктивного развития можно рассматривать как обоснование выбора метода программирования в зависимости от уровня развития знаний о решаемой задаче (зрелость, уровень изученности).
Применение развиваемых таким образом представлений может потребовать возврата к менее структурированным средствам (например, для упрощения обратной связи с областью, породившей решаемые задачи или для более тонкой детализации реализационных решений). Такой переход является конкретизацией представления знаний. В методике программирования конкретизация соответствует нисходящим методам "сверху вниз". (Вопреки лингвистической ассоциации нет причин нисходящие методы считать обратными восходящим.)
Независимо осуществляемое развитие приводит к задаче установления эквивалентности между различными системами представления знаний. При решении этой задачи возникают предпосылки для выравнивания потенциала систем (вводятся недостающие понятия, выполняются аналогичные построения, реализуются подобные инструменты). Таким образом, выделено четыре типа переходов: индуктивное и дедуктивное развитие, конкретизация и выравнивание. Эта классификация сопоставима с классификацией трансформаций программ в теории смешанных вычислений, предложенной А.П. Ершовым. [[39]]